Площадка для любителей экстремального спорта появилась в Череповце. В Вологде также будет построен экстрим-парк для молодежи. К чему это приведет, можно посмотреть на череповецком опыте.
«Раньше мы катались рядом с прохожими, а куда деваться, если не было специально отведенных мест? Теперь появилась эта площадка», — рассказывает 14летний Саша Тепленичев из Череповца. По словам завсегдатаев череповецкого экстримпарка, катание в городе на площадях и у памятников обычно заканчивалось конфликтами с взрослыми — отовсюду гнали и ругали. Сейчас ситуация изменилась — у молодежи появилась своя «законная» территория для экстрима.
Власти города сталеваров оборудовали небольшую площадку для любителей экстримспорта напротив нового Ледового дворца. Таким способом в Череповце решили проблему противостояния между молодыми поклонниками экстремальные забав и взрослыми приверженцами более консервативного поведения. Кроме того, экстремальный спорт, как и любой другой, —это пропаганда здорового образа жизни, поэтому со временем небольшая площадка будет расти и развиваться. В Вологде у молодежи экстримпарка пока нет, но для его строительства уже выделены средства.
Территория свободы
Саша Тепленичев — победитель череповецких городских соревнований по ВМХ (вид велоспорта, включающий в себя экстремальные приемы управления велосипедом, причем для этого вида используются только специальные модели «двухколесных коней», которые подразделяются в особый класс — ВМХ). Он один из самых перспективных спортсменов в этом спорте. Александр практически ежедневно приходит тренироваться в небольшой экстримпарк напротив нового Ледового дворца.
В июне этого года в Вологде прошел фестиваль экстремальных видов спорта: на него собрались все представители экстрима— от роллеров до граффити.
На площадке есть две разгоночные горки, один фанбокс с рейлинами (fan box —плоскость для выполнения трюков, она может быть различной формы — от куба до многоступенчатой конструкции, рейлины — перила для катания), а также слайдбокс (так называют наклонную или ступенчатую конструкцию для отработки различных приемов катания).
«Даже небольшая площадка лучше, чем ничего: двигательная активность отвлечет от антисоциальных поступков, — считает Валерий Новиков, председатель областной федерации велоспорта. — Это доказывает опыт Пензы: там провели специальные исследования. В одном из микрорайонов измерили рост подростковой преступности до и после строительства экстримпарка. Когда появилась площадка, уровень преступности упал в разы».
Вологодские надежды
Вологодские экстремалы тоже нуждаются в собственных площадках. «Нам нужны экстримпарки, — говорит 20летний вологжанин Кирилл, занимающийся ВМХ. — Кататься с удовольствие будем. А главное, никто не будет орать, что мы чтото ломаем и шумим. Мне также нравится, что люди со стороны ходить не будут, только экстремалы, как мы. В парке можно было бы проводить региональные соревнования, уже на профессиональных площадках».
BMX-райдеры в Череповце рады тому, что у них есть собственная площадка, где никто не мешает заниматься.
Как пояснил Сергей Сенников, начальник управления физической культуры, массового спорта и молодежи администрации г. Вологды (УФСМ): «В текущем году на строительство экстримпарка для роллеров, скейтеров и ВМХрайдеров запланировано 1,6 миллиона рублей. Совместно с управлением архитектуры уже обозначены два возможных места под площадку: она будет располагаться либо у школы №41, либо рядом со «Спектром», но это окончательно пока не решено». Среди предприятий, занимающихся поставкой спортинвентаря, проведут конкурс на поставку оборудования для скейтпарка. Подготовительные работы начнутся в этом году и продолжатся в весеннелетний сезон 2008 года.
В ближайших планах строительство ВМХвелодрома. Уже выделены средства на подготовку проектносметной документации и намечено место в микрорайоне Бывалово. «В настоящее время готовится постановление главы города по закреплению территориальной принадлежности», — поясняет Сергей Алексеевич.
По словам начальника УФСМ, развитие экстремальных видов спорта в нашем городе тормозит ряд обстоятельств. Самое важное из них — отсутствие свободных и пригодных под экстримплощадки территорий. Кроме того, не решен вопрос, кому поручать содержание готовых спортсооружений, так как в областной столице нет федераций роллеров или скейтеров. «В больших городах таких, как Москва, СанктПетербург или Екатеринбург, федерации есть, у нас молодежные группы разрозненны и не имеют объединяющего элемента в виде лидера, способного решать проблемы своего спортивного направления», — рассказывает Сергей Сенников. Отсутствуют квалифицированные инструкторы и тренеры по экстремальным видам спорта. Несмотря на это, в городе достаточно молодежи, увлекающейся модным экстримдвижением. Это показал фестиваль экстремальных видов спорта, прошедший в нашем городе 3 июня, — на него собралось около 1000 человек.
История BMX Как и большинство современных видов спорта, BMX был создан в Америке. Сначала это был просто маленький велосипед, не предназначенный ни для каких трюков! На нем просто ездили! Вскоре отвязные парни, которым надоело просто ездить, начали прыгать, и носиться по улицам. И производители стали разрабатывать и предлагать новые конструкции таких велосипедов. Среди первых были: Haro, GT, Hutch, Skyway и Mongoose. Но все же самые реальные байки производили только GT и Haro. Торомоза были просто никакими! В то время наилучшими тормозами были ACZ Z-Rims, но они были сделаны из пластика или нейлона. Об их качестве выводы делайте сами! Вскоре была созадана "Американская Фристайл - Ассоциация (AFA)". Она объединяла сотни райдеров-гонщиков, flatland'еров и фанатов Vert. Все райдеры старались следовать традициям AFA и надевали полную защиту, не взирая на дисциплину. К тому времени не было шлемов "Protec", так что приходилось делать "cherry picker'ы" и "nourie stand'ы" в огромных шлемах Ecko. В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на 4 группы: от 13 и младше, 14-15, 16-18, 19 и старше. В одном из состязаний было 120 участников в категории 16-18 среди экспертов по флэтлэнду. Флэтлэнд рулил. Лучшие райдеры соревновались как во флэте, так и в верте. Деннис Мак-Кой (Dennis McCoy) был известен своим флэтлэндом. Уход за байком был частью катального дня. Перед катанием нужно было протирать торомоза, закручивать пеги (тогда они наворачивались на ось, что довольно часто приводило к поломке оси). В 80е не было хромовых ободов (а хром - наилучшая поверхность для торможения), так что научиться делать Endo, было круто! Вскоре появился первый настоящий фристайловый байк "Haro Sport". У него были опускающиеся пеги, тормоза "mags" и GYRO (система, позволяющая вращатся рулю на 360 градусов, не запутывая тормозные тросики). В 1988 появились первые байки, перешедшие на "990е тормоза". Появляются новые компании. Самый навороченный Haro продавался с 48-спицевыми ободами. В то время рама все еще оставляла желать лучшего. Год службы, максимум два - все, что вы могли ожидать от своей рамы. Компания Hammer представила защиту для голеней. Они использовали для смягчения неопрен и вспененную резину. Это было настоящим спасением для многих райдеров, потому что они просто "убивали" свои голени об педали и пеги. В истории BMX есть 3 года, в которые он не то, что не развивался, а просто исчезал! Это время с 1989 по 1991 года. Соревнования прекращались, байкерам надоело тратить огромные средства на покупку зап.частей, и починку велосипедов. Журналы либо закрывались, либо не соответствовали тематике. 1991 год становился смертью фристайла. Но появился парень, готовый сделать байки немного лучше. Его звали Билл. Началось возрождение фристайла. Компания Standard Industries представила первую длинную закаленную ось для фристайла, что позволило исполньзовать пеги с новой технологие крепления - deep socket bolt on (они прикручивались болтом, как на современных байках). Matt Hoffman провел BS - Bicycle Stunt - серию соревнований. Это были первые соревнования, доказавшие, что чем меньше правил и чем "безбашеннее" участники, тем лучше. Без исключений, флэт, верт и стрит - все было там. Был ли ты профи или только начинающим - не было разницы! Серия BS была началом для X-Games и B3 (X-Trials). Появился журнал "Ride" и представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал. Они допускали (о, нет!) нецензурные слова на своих страницах и давали рекламу маленьких компаний. Hoffman Bikes "раскрутилась" и райдинг начал подходить к высшей точке своего развития. Похоже, это был лучший год для соревнований. Райдеры наконец-то осознали, что могут внести изменения в индустрию и начали делать это. GT и Haro, будучи не в состоянии составлять конкуренцию другим фирмам, выпускавшим все новые байки, начали переделывать свои. GT была настолько популярна, что она захватила большую часть рынка. Dennis McCoy выиграл BS, и по итогам года стал лучшим. Но на арену вышел новый райдер, который стал наступать на пятки Dennis'у. Это был канадец Jay Miron. В 1995 ESPN начинает активную деятельность. Hoffan решил завязать с соревнованиями, и занятся своей байковой компанией. BS переходит под контроль ESPN. В первую очередь, они убрали из соревнований начинающих. Cказали, что также не прочь бы избавиться и от флэтлэнда. А "заварил" эту кашу McGoo. Он был настоящий "ступором". Он призывал детей не кататься, и объяснял, какой тратой времени является участие начинающий в соревнованиях. А нужно лишь было провести соревнования для 500 ребят на три дня! И люди рассказали бы об этом гораздо лучше, чем ESPN или любой журнал. Все знали, что есть парни, которые проедут 1000 километров, чтобы занять последнее место среди начинающих и приедут домой с большим желанием кататься, чем когда-либо! В 1996 ESPN продолжает разговоры об исключении flatland из X-Games (бывший BS). Времена, когда в журналах было по 10-15 фото flatland отходят. Vert становиться основным направлением. Тогда стали делать 900, Flair (сальто назад на 180 градусов), и оставалось только сделать то же самое на большем вылете. Стрит становится самым интересным на соревнованиях, так как площадки меняются от места к месту. Разное расположение трамплинов заставляет райдеров кататься по-разному в каждом новом месте. Чтобы совсем уж ограничить число райдеров, ESPN стало допускать к участию 30 человек в каждом классе среди профессионалов и "середняков". Все райдеры должны зарегистрироваться заранее. Райдеров заставляли кататься по тем же трассам, что и скейтеров и скейтбордистов. Как бы это плохо ни звучало, это еще не конец света. Местные соревнования снова набирают популярность. P.S. В России BMX начал действительно развиваться только в прошлом году. Сейчас bmx'еров можно встретить на улицах крупных городов, таких как Москва, Питер и города поменьше: Сосновый Бор и Псков. Первые люди начинают делать 360 и реальные вылеты. Flatland развили московские циркачи, которые делают просто невероятные трюки. Есть несколько парков с трамплинами для DirtJumping'a. Но все же мы отстали от Америки лет на 6-8. Как бы печально это ни звучало, но нам никогда их не догнать, если не появится звезда, которая докажет всему миру, что Россия тоже что-то может...